РЕЗОЛЮЦИЯ I Всероссийского Форума «Энергоэффективная Россия»

РЕЗОЛЮЦИЯ  I Всероссийского Форума «Энергоэффективная Россия»
10.07.2015

РЕЗОЛЮЦИЯ I Всероссийского Форума «Энергоэффективная Россия»

19 – 21 июня 2015 года состоялся I Всероссийский форум «Энергоэффективная Россия».

Организаторами мероприятия выступили Национальное объединение организаций в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, Национальное объединение строителей, Национальное объединение проектировщиков и изыскателей. Официальную поддержку мероприятия осуществляли  Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации, Минэнерго России, Минстрой России.

В работе Форума приняли участие представители органов законодательной и исполнительной власти, ведущие производители энергоэффективной продукции, топ-менеджеры и эксперты крупных инвестиционных, строительных, энергосервисных, энергоаудиторских и страховых компаний, научных организаций, банков, консалтинговых фирм из различных регионов России. Всего в Форуме приняли участие более 120 человек из 50 организаций.

В рамках деловой программы Форума было проведено 5 панельных дискуссий по следующим направлениям:

- Совершенствование механизма финансирования энергосервисных контрактов. Реализация Плана мероприятия по совершенствованию государственного регулирования в области оказания энергосервисных услуг.

- Энергосбережение и повышение энергоэффективности в строительстве. Установление классов энергоэффективности зданий, строений, сооружений. 
- Энергосбережение и повышение энергоэффективности в жилищно-коммунальном хозяйстве. Использование механизмов концессионных соглашений в жилищно-коммунальной сфере.

По итогам I Всероссийского Форума «Энергоэффективная Россия» была подготовлена Резолюция, в формировании и обсуждении которой приняли активное участие все участники Форума. Решения Резолюции направлены на устранение существующих барьеров в реализации Указа Президента России от 04 июня 2008 года №889 «О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики», Федерального закона РФ от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», на совершенствование законодательного и нормативно-технического регулирования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в строительстве и жилищно-коммунальном хозяйстве и содержат следующие предложения:

1.     Обратиться в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (далее - Минстрой России) с просьбой о недопущении  исключения раздела 10(1) «Мероприятия по обеспечению соблюдения требований энергетической эффективности и требований оснащенности зданий, строений и сооружений приборами учета используемых энергетических ресурсов» из состава разделов проектной документации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 года  №87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию». В противном случае, исключается контроль соблюдения требований энергетической эффективности в проектной документации со стороны экспертизы и органов государственного строительного надзора. Распределение «мероприятий по обеспечению соблюдения требований энергетической эффективности» по другим разделам убьет идею целевого повышения энергоэффективности. При пересмотре этого Постановления следует дополнить данный раздел требованием составления энергетического паспорта объекта капитального строительства с результатами расчета абсолютных значений и удельных показателей расхода энергетических ресурсов, по которым судят о классе энергоэффективности проекта здания.

2.     Обратиться в Правительство Российской Федерации с предложением: отменить действие приказа Министерства регионального развития Российской Федерации от 30 июня 2012 г. №265 «Об утверждении свода правил «СНиП 23-02-2003 «Тепловая защита зданий» и введению в действие СП 50.13330.2012 «Тепловая защита зданий» (актуализированной редакции СНиП 23-02-2003) с 1 июля 2013 года. ИсключитьСП 50.13330.2012 «Тепловая защита зданий» из Постановления Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2014 года №1521  «Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент и безопасность зданий и сооружений» в связи с несоответствием СП 50.13330.2012 «Тепловая защита зданий» требованиям Указа Президента России от 04 июня 2008 г. №889 «О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики», федеральному закону Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и Постановлению Правительства Российской Федерации от 25 января 2011 г №18 «Об утверждении Правил установления требований энергетической эффективности для зданий, строений, сооружений и требований к правилам определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов». Принять срочные меры по разработке нового свода правил, адекватно отражающего требования Российского законодательства в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности,  с рабочим названием «Свод  Правил. Энергоэффективные здания, жилые  и общественные», концептуально гармонизированного с Европейской Директивой по энергетической эффективности зданий EPBD-2010/31/ЕС (EPBD – Energy performance of buildings directive) – (зонтичный стандарт).

3.     Обратиться в Минстрой России с просьбой принять за основу Комплексную Программу разработки нормативных документов в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности зданий и сооружений, подготовленную НОСТРОЙ, и обеспечить ее реализацию с целью дальнейшего развития нормативно-технического регулирования в области энергосбережения. (Программа была рассмотрена и утверждена Министерством регионального развития Российской Федерации 20 апреля 2012 года).

4.     Обратиться в Минстрой России с просьбой об ускорении принятия проектов сводов правил в области проектирования и строительства энергоэффективных зданий, разработанных в качестве первоочередных мер по развитию нормативной технической базы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, прошедших общественное слушание и получивших заключение экспертов:

1)    СП (EN 15603:2008) «Энергетическая эффективность зданий. Общее потребление энергии и определение уровней энергопотребления».

2)    СП (EN ISO 13790:2008) «Энергетическая эффективность зданий. Расчёт потребления энергии для отопления, охлаждения, вентиляции и горячего водоснабжения».

3)    СП (EN 15217:2007) «Энергетическая эффективность зданий. Методы выражения энергопотребления и классы энергетической эффективности».

4)    СП (EN 15316-2-1:2007) «Системы отопления зданий. Метод расчета энергетических характеристик и показателей эффективности системы».

5)    СП «Энергетическая эффективность зданий. Оценка вклада ограждающих конструкций в энергосбережение».

5.     Обратиться в Правительство Российской Федерации с просьбой срочно решить вопрос по  установлению требований к энергетической эффективности зданий, строений, сооружений, а также базовых значений показателей удельного годового расхода энергетических ресурсов, относительно которых должен определяться класс энергетической эффективности многоквартирного дома. Их отсутствие ставит под угрозу реализацию президентских и федеральных программ в области строительства, а также выполнение требований Постановления Правительства Российской Федерации от 25 января 2011 г №18 «Об утверждении Правил установления требований энергетической эффективности для зданий, строений, сооружений и требований к правилам определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов».

6.     Обратиться в Минэнерго России с предложением рассмотреть стандарт СТО НОП 2.1-2014 «Требования к содержанию и расчету показателей энергетического паспорта проекта жилого и общественного здания»,разработанный НОП,  в качестве дополнения к приказу Минэнерго России №400 от 30 июня 2014 года «Об утверждении требований к проведению энергетического обследования и его результатам и правил направления копий энергетического паспорта, составленного по результатам обязательного энергетического обследования». Рекомендовать использовать данный стандарт  при составлении энергетического паспорта по проектной документации отдельно стоящих жилых и общественных зданий, подключенных к центральным сетям электро-, тепло-, водо- и газоснабжения, а также в процессе их эксплуатации при подтверждении соответствия зданий требованиям энергетической эффективности и определении класса энергетической эффективности.

7.     Рекомендовать внести изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 25 января 2011 г №18 «Об утверждении Правил установления требований энергетической эффективности для зданий, строений, сооружений и требований к правилам определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов» в части определения класса энергетической эффективности построенного, реконструированного или прошедшего капитальный ремонт и вводимого в эксплуатацию многоквартирного дома не только на основании расчетных данных, содержащихся в проектной документации, но и с учетом результатов фактических измерений. После первого года эксплуатации класс энергетической эффективности многоквартирного дома должен быть подтвержден, исходя из реального энергопотребления, рассчитанного на основании показаний приборов учета используемых энергетических ресурсов.

8.     Считать необходимым разработать и закрепить нормативными актами  порядок установления класса энергетической эффективности многоквартирного дома, построенного, реконструированного или прошедшего капитальный ремонт и вводимого в эксплуатацию. Утвердить единую, официально признанную методику проведения натурных испытаний вводимых в эксплуатацию зданий при определении их соответствия требованиям энергетической эффективности и при установлении  класса энергетической эффективности многоквартирных домов. С целью реализации данных положений  рекомендовать Минстрою России ускорить проведение процедур по подготовке экспертного заключения техническим комитетом по стандартизации для дальнейшего утверждения, регистрации Росстандартом и введения в действие   разработанного ОАО «НИИМосстрой» проекта национального стандарта ГОСТ Р. «Здания и сооружения. Методика  проведения натурных испытаний по  определению энергопотребления вводимых в эксплуатацию зданий и оценка  их соответствия требованиям  энергетической  эффективности».

9.     Считать необходимым обеспечить инструментальный контроль строящегося объекта на соответствие его требованиям энергетической эффективности, в том числе, контроль качества используемых в строительстве материалов и оборудования на протяжении всего строительного цикла.

10.           Рекомендовать НОЭ организовать работу по созданию независимых лабораторий по подтверждению соответствия фактических технических характеристик строительных материалов, изделий и оборудования техническим характеристикам, указанным в паспорте объекта.

11.           При оценке соответствия строительных материалов использовать стандартизованные и аттестованные методики и современные средства измерения. Предусмотреть выделение бюджетных средств на разработку, проверку, стандартизацию и аттестацию современных методик для традиционных и инновационных продуктов.

12.           Минстрою России рекомендовать государственным и муниципальным заказчикам, органам контроля и надзора при формировании методологии деятельности использовать «Каталог технических решений и практических рекомендаций по энергосбережению и повышению энергетической эффективности зданий и сооружений»,  разработанный НОСТРОЙ при участии НП «АВОК», НП «АВОК Северо-запад» и  НОПРИЗ. Рекомендовать Минэнерго России разместить Каталог на федеральном портале ГИС «Энергоэффективность» с целью популяризации энергоэффективных технологий в строительстве. Подписать соглашение с Минэнерго России по сотрудничеству НОЭ с разработчиками ГИС «Энергоэффективность».

13.           Представителям профессионального сообщества (НОЭ, НОСТРОЙ, НОПРИЗ, НП «АВОК», НП «АВОК Северо-запад», НАМИКС, МАИФ, НАППАН) принять активное участие в разработке альбомов и справочников типовых энергоэффективных проектных решений.

14.           Считать необходимым организовать работу по законодательному закреплению профессиональной ответственности всех участников процесса строительства, включая проектировщиков, за соответствие объектов строительства требованиям энергоэффективности как при вводе их в эксплуатацию, так и в процессе эксплуатации.

15.           Рекомендовать проектным организациям при проектировании энергоэффективных зданий выполнять оценку стоимости их полного жизненного цикла.

16.           Обратиться к ответственным исполнителям «Плана мероприятий по совершенствованию государственного регулирования в области оказания энергосервисных услуг» с просьбой разработать методические документы, определяющие предмет энергосервисного контракта, регламентирующие порядок составления и оплаты энергосервисных контрактов.

17.           На базе информационной портала  НОЭ создать базу данных по оказанию энергосервисных услуг (заказчики, энергосервисные компании, финансовые институты).

18.           Рекомендовать проектным организациям использовать горизонтальную систему разводки коммуникаций по всем видам ресурсов при строительстве зданий, позволяющую производить непосредственное измерение потребляемых ресурсов квартирой или отдельным арендатором.

19.           Создать Рабочую группу с привлечением финансовых структур (банков, Минфина России и налоговой службы) по разработке рыночного финансового инструмента: энергетического векселя, обеспечивающего оценку снижения стоимости потребленных энергоресурсов, с государственной гарантией реализации их на рынке энергоресурсов.

20.           Обратиться в Комитет по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации (далее - Госдумы ФС РФ) с просьбой рассмотреть вопрос о внесении изменения в действующее законодательство в части закрепления соблюдения требований энергетической эффективности при проведении капитального ремонта.

21.           Обратиться в Комитет по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Госдумы ФС РФ с просьбой рассмотреть вопрос  о внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации в части включения в перечень мероприятий статьи 166 Жилищного Кодекса РФ «Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме» утепление ограждающих конструкций зданий, перенос узла приготовления горячей воды в техническое подполье здания или его части и устройство автоматического узла управления подачей теплоты в систему отопления.

22.           Поддержать принятие федерального закона «О государственно-частном партнерстве» и его распространение на жилищное строительство.

23.           Представителям профессионального сообщества принять активное участие в реализации федеральных жилищных программ, предусматривающих строительство домов по энергоэффективным технологиям не ниже класса «В»:

- Программа «Жильё для российской семьи»,  реализуемая в рамках государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» на основании Постановления Правительства РФ от 05 мая 2014г. № 404;

«Строительство жилья на землях, предоставляемых Государственной Корпорацией «Фонд содействия развитию жилищного строительства»;

- Программа Государственной Корпорации «Фонда содействия  реформированию ЖКХ» по ликвидации ветхого и аварийного жилья.

24.           Продолжить работу по актуализации Дорожной карты «По созданию экономических и организационных стимулов внедрения инновационных энергоэффективных технологий и экологичных материалов в ЖКХ и строительной отрасли», разработанной НАМИКС и НОЗА при участии НОЭ, и закреплению пунктов Дорожной карты за конкретными исполнителями.

25.           В целях достижения установленных результатов энергосбережения и повышения энергоэффективности в сфере ЖКХ (при строительстве, модернизации, реконструкции и капитальном ремонте) в порядке диверсификации центрального теплоснабжения рекомендовать шире использовать инновационные технологии поквартирного и автономного теплоснабжения.

Для объективной оценки предлагаемых технических решений вариант использования технологий поквартирного и автономного теплоснабжения должен рассматриваться наряду с традиционными технологиями централизованного теплоснабжения для чего:

 - принять меры по завершению работ по разработке полного комплекта нормативно-технических документов применения поквартирного и автономного теплоснабжения, как для нового строительства, так и существующего жилого и социально-культурного фонда ЖКХ;

 - инициировать разработку организационно-правовых нормативных документов и законодательных актов экономического стимулирования потребителей         и инвесторов, особенно, в части гарантированного возврата инвестиций, вложенных в энергосервисные контракты реконструкции и модернизации систем теплоснабжения МКД и объектов соцкультбыта бюджетной сферы с использованием поквартирного и автономного теплоснабжения;

 - инициировать внесение изменений в документы технического и законодательного регулирования, имеющих ограничения внедрения и использования инновационных технологий  поквартирного и автономного теплоснабжения.

26.           Рекомендовать Правительству РФ пересмотреть методики расчета нормативов в «Правилах установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг», утвержденных Постановлением Правительства РФ №306 от 23 мая 2006 г. с последними изменениями от 16 апреля 2013 г. и 17 декабря 2014 года, для приближения их к реальному потреблению коммунальных ресурсов в зданиях.

27.           Обратиться к Правительству РФ с предложением о внесении изменения в Правила предоставления коммунальных услуг, установив оплату за отопление жилых и нежилых помещений многоквартирного дома по индивидуальным приборам учета (ИПУ) тепла, если установка ИПУ возможна по техническим условиям.

28.           Обязать управляющие организации при расчете коммунальных платежей учитывать только фактическое потребление энергетических ресурсов, в соответствии с показаниями индивидуальных приборов учета.

29.           Поддержать внесение изменений в законодательство по введению прямых платежей потребителей жилищно-коммунальных услуг и внедрению автоматизированного учета жилищно-коммунальных услуг.

30.           ВОК НОЭ (Ассоциации содействия организациям системы дополнительного профессионального образования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности «Высший образовательный консорциум НОЭ») разработать и внедрить в практику программы профессиональной подготовки специалистов, ответственных за обеспечение энергосбережения и повышения энергоэффективности в строительстве и ЖКХ.

31.           ВОК НОЭ разработать программы повышения квалификации специалистов и организовать проведение обучающих семинаров в области энергосбережения и повышения энергоэффективности для строителей, руководителей управляющих и эксплуатирующих организаций, председателей ТСЖ и Советов домов.

32.           Обратиться к органам исполнительной власти с рекомендацией учитывать мнение представителей профессионального сообщества при разработке нормативных, правовых и методических документов.

33.           С целью консолидации и согласования действия всех ведомств, занимающихся вопросами энергосбережения и повышения энергоэффективности в России, представителям профессионального сообщества (НОЭ, НОСТРОЙ, НОПРИЗ, НП «АВОК», НП «АВОК Северо-запад», НАМИКС, МАИФ, НАППАН) выйти с инициативой создания в составе Народного Фронта направления по осуществлению контроля за исполнением Указа Президента России от 4 июня 2008 года №889 «О некоторых мерах по повышению энергоэффективности Российской экономики» и за реализацией государственной Программы РФ«Энергоэффективность и развитие энергетики».

34.           Представителям профессионального сообщества совместно с Минпромторгом России разработать нормативные технические документы, направленные на повышение энергетической эффективности в промышленности.

35.           С учетом кардинального повышения в последние годы экономической эффективности различных технологий использования возобновляемых источников энергии (ВИЭ) для электро- и теплоснабжения объектов ЖКХ рекомендовать НОЭ совместно со специализированными организациями (ОИВТ РАН, Институт «Ростовтеплоэлектропроект» и др.) разработать перечень технологий и технических решений перспективных для практического применения в различных природно-климатических условиях регионов страны и секторах строительства. Считать целесообразным совместно с другими заинтересованными организациями, профессиональными объединениями и региональными администрациями организовать работу по созданию в различных регионах страны опытно-демонстрационных объектов с системами энергоснабжения на базе ВИЭ, в том числе в порядке эксперимента по разработке и созданию индивидуальных жилых домов «с нулевым энергетическим балансом» («экодомов»).

36.           Рекомендовать НОЭ принять участие в разработке Национального проекта «Интеллектуальная электроэнергетическая система России», порученной Президентом России Минэнерго России, ориентированного на развитие «умной» распределенной и индивидуальной энергетики, в подготовке и реализации конкретных пилотных проектов в составе Национального проекта («Интеллектуальная энергетическая система энергоснабжения Техноэкопарка Ростовского Государственного строительного университета» и др.). Просить Минэнерго, Минппромторг, Минэкономразвития России ускорить принятие нормативно-правовых документов по стимулированию использования ВИЭ в районах действия розничного рынка электроэнергии и мощности.

37.           Уделять постоянное внимание  популяризации и пропаганде энергоэффективного и экологически дружеского образа жизни в средствах массовой информации.

 

(Нет голосов)