Конференция «Энергоаудит. Перспективы, проблемы, рекомендации».

Конференция «Энергоаудит. Перспективы, проблемы, рекомендации».
14.12.2011

Конференция «Энергоаудит. Перспективы, проблемы, рекомендации».


13 декабря 2011 года в Зале Совета Общественной палаты Российской Федерации (Москва, Миусская пл., д. 7, стр. 1), прошла Конференция «Энергоаудит. Перспективы, проблемы, рекомендации».

2.jpg


Конференция была организована Общественной палатой РФ совместно с Союзом саморегулируемых организаций в области энергетического обследования, Некоммерческим партнерством «Национальное объединение саморегулируемых организаций в области энергетического обследования» (НОЭ) и Ассоциации регионального использования энергоресурсов «Межотраслевой Ассоциацией энергоэффективности и нормирования» (АРИЭР «МАЭН»), с участием ведущих саморегулируемых организаций России.

Заседание вел Анатолий Анатольевич Либет, член общественной палаты, руководитель Рабочей группы по вопросам энергообеспечения, энергоэффективности и энергосбережения.

С докладами выступили:

· Малиновский Александр Викторович, Президент АРИЭР «МАЭН»;

· Питерский Леонид Юрьевич, вице-президент, руководитель аппарата НОЭ, генеральный директор НП "Столица-Энерго" СРО;

· Коваль Сергей Петрович, модератор сайта «Портал-энерго.ру»;

· Доржинкевич Станислав Иренеушович, заместитель директора департамента государственной энергетической политики и энергоэффективности Минэнерго;

· Рокецкий Леонид Юлианович, председатель Научно-Экспертного совета при рабочей группе Совета Федерации;

· Тихоненко Юрий Федорович, вице-президент Национального агентства по энергосбережению и возобновляемым источникам энергии (НАЭВИ) и другие.

Во вступительном слове А.А. Либет выразил мнение: «В профессиональной среде сложилось стойкое убеждение, что есть серьезные проблемы в исполнении закона № 261-ФЗ «Об энергосбережении», как в законодательной сфере, так и в исполнительной. Принципиально закон содержал два положения, это создание, по сути новой отрасли, энергоаудита, создание саморегулируемых организаций в области энергетических обследований, и энергосервис. Энергоаудит не может быть самоцелью, он предворяет реальные мероприятия в области повышения энергоэффективности. Если в части энергообследования дело шло с самого начала достаточно тяжело, создание саморегулируемых организаций запаздывало, подготовка подзаконных нормативных актов шло «со скрипом», но, тем не менее, есть определенное движение, то в области энергосервиса успехов ни каких».

Затем слово было предоставлено А.В. Малиновскому: «Качество работ по энергоаудиту крайне низкое. Здесь виновата та система, которая на сегодняшний день позволяет работать. Это связано с тем, что создано большое количество организаций, многие из которых даже не имеют отношения к энергетике. Повышение квалификации чаще всего формальное. У всех есть удостоверения, а в энергетических паспортах ошибки математические, орфографические.

С одной стороны, проделан большой путь, с другой стороны, то, куда мы сейчас выходим, это 2012 год, когда должны быть выданы все энергетические паспорта, и на этом работа должна быть закончена. Следующая работа только через пять лет. Как дальше жить отрасли не совсем понятно.

Мы должны начать отрабатывать механизмы ответственности СРО за те работы, которые они провели. Я считаю, что энергопаспорт должен давать возможность предприятиям получать скидки на финансирования внедрения энергосберегающих технологий. Необходимо изменить статус энергетического паспорта».

О работе НОЭ рассказал Л.Ю. Питерский: «Зарегистрировано 121 СРО, в следующем году, по нашим сведениям, количество СРО достигнет 170. Мы столкнемся с недобросовестными СРО. Искушение слишком велико, поэтому мы должны очень внимательно относиться к тому, кого мы объединяем в своих рядах и как мы работаем с саморегулируемыми организациями. Сегодня в НОЭ состоит 36 СРО, еще 18 СРО в качестве наблюдателей, потому что они ждут проведения общих собраний своих членов.

В составе НОЭ создано 7 комитетов, решающие те главные задачи, которые стоят перед саморегулированием и перед энергетическими обследованиями. Мы создали Комитет по ценообразованию. Это один из главных вопросов на сегодняшний день. Когда заказчик выходит на торги, надо от чего-то отталкиваться, от какой-то цены. Комитет по защите прав саморегулируемых организаций. Есть несколько групп, которые оппонируют друг другу. Первая группа: Минэкономики, «Опора России» и частично РСПП. Мы вошли в состав созданного в этом году комитета РСПП «По саморегулированию», возглавляемому В.С. Плескачевским, вошли в рабочую группу по доработке № 315-ФЗ. Этот закон нас не устраивает, в той части, что по этому закону на нас с вами возлагается задача за свой счет создать техрегламенты, федеральные стандарты без участия государства. Я считаю, что это в корне не правильно. Мы должны все это создавать совместно с государством. В составе НОЭ существует Комитет по региональной политике. Один из самых главных комитетов – Комитет по образованию. В него входят представители 30 учебных заведений. Главная задача комитета – создание стандарта профессии. У нас профессии энергоаудитора как таковой нет, поэтому создание стандарта профессии, это первый шаг к тому, чтобы она была создана. Так же у нас есть Комитет по законодательству, Комитет по новым технологиям. Все эти комитеты выполняют свою работу».

Как модератор сайта, С.П. Коваль общается с широкой аудиторией знергоаудиторов. Он поделился впечатлениями от этого общения: «Энергоаудиторы пока еще не совсем разобрались, что такое энергоаудит. Потребители не совсем понимают, зачем им все это надо и, что потом со всем этим делать. Имеют место в органах местного самоуправления опасения, что энергоаудит может запросто до прокуратуры довести. Поэтому лучше энергоаудит отложим в сторону.

Прежде чем заниматься бизнесом, нужно ответить на три базовых вопроса: ты кто, чем ты занимаешься, кому это надо? Ни на один из этих вопросов на сегодняшний день ответов в этой сфере деятельности, к сожалению, нет».

Большой интерес у присутствующих вызвало выступление представителя Минэнерго С.И. Доржинкевича: «Энергоаудит это часть процесса энергосбережения и энергоэффективности. Когда мы говорим: «А зачем это нужно?», - это нужно затем, чтобы знать, что дальше делать. После энергоаудита есть обязательство разработать мероприятия по снижению энергопотребления. Вот, что является целью энергоаудита.

Сегодня зарегистрировано 121 СРО, это порядка 4 000 организаций и частных предпринимателей, которые занимаются энергетическими обследованиями, это 17 000 энергоаудиторов. Понятно, что за период с середины прошлого года, подготовить такое количество энергоаудиторов физически не возможно. Специалисту в соответствующей области достаточно пройти двухнедельные курсы по энергетическим обследованиям, чтобы у него появилось понимание, но это еще не готовый энергоаудитор. Человек, который должен был придти, понималось, что у него будет опыт работы, это не человек «с улицы» и не молодой специалист. Позиция наша: да, нужно заниматься, но это требует внесения соответствующих изменений в федеральное законодательство. У министерства нет полномочий ни по методологическому обеспечению этих программ, ни по контролю за качеством подготовки энергоаудиторов.

Ведется работа по созданию формы энергетического паспорта. Формы будут разворачиваться как матрешки. Есть организации, для которых достаточно заполнить одну страницу, по мере того, чем занимается эта организация, будет необходимо заполнять все большее количество форм.

В настоящее время в Министерство поступила порядка 4 000 паспортов, а принято около 600. Это говорит о том, что каждый паспорт нужно проверять. Статистика говорит о, порядка, 380 тыс. бюджетных организаций, в которых необходимо провести обследования. Министерство тоже будет выходить с инициативой о продления срока проведения обследований, понимая и вторую часть, что если за полтора-два года СРО выполнят весь объем работ, что же потом делать? Очередное обследование через пять лет.

Мы открыты для обсуждений, но было бы хорошо, если ваша позиция не была: «Есть проблема, нужно ее решить». Мы понимаем, есть проблема, но как ее решить? Если это внесение изменения в закон, то значит это предложение поправки, если это новый нормативно-правовой акт, то, соответственно проект».

Своими впечатлениями о внедрении закона «Об энергосбережении» поделился Л.Ю. Рокецкий: «На всей территории Российской Федерации понятия № 261-ФЗ закреплены, понимают, люди говорят на этом новом языке, употребляют понятия: «энергоаудит», «энергосервис». Первый недостаток закона об энергетике в том, что его писали энергетики. Большим энергетикам, чем больше продать, тем лучше.

Основное энергопотребление на федеральных предприятиях. Это Министерство обороны, Газпром, который имеет контрольный государственный пакет, это РЖД, это все ВУЗы. Минэнерго, покажите пример, как вы организовали энергоаудит на своей собственности. Я посмотрел, как пишутся паспорта в организациях Минэнерго. Включены для энергоаудита гаражи, мастерские, ремонтные цеха, которые обслуживают станции. Все! В Минатоме та же картина».

Ю.Ф. Тихоненко: «Во всем мире энергоаудит часть процесса энергосбережения. Мы рассматриваем энергетические обследования как отдельную тему и, поэтому, она у нас стала проявляться в достаточно извращенной форме. Мы заставляли потребителей провести энергетические обследования. После этой процедуры отчеты им были предоставлены, и весь интерес к этим компаниям пропадал. Мы не были уполномочены на дальнейшие действия. Должна быть построена логическая цепочка от выявления резерва экономии до конечной цели – экономии энергоресурсов.

Сейчас процесс пошел совсем не так. Во-первых, опустили планку до 10 млн. руб. стоимости энегопотребляемых ресурсов. Всех потребителей платящих больше 10 млн. руб. в год законом приговорили к энергоаудиту. Не потому что они не рационально используют энергоресурсы, а потому что они используют энергоресурсы больше, чем на 10 млн. руб. Это идеологически неправильно было построено. Был выдвинут лозунг энергоаудиторским компаниям: «Вперед! Открывается новый рынок!», - не имея мнения по этому поводу самих потребителей. Система вряд ли будет работать, пока у конечного потребителя не будет стимула, желания, мотивации экономить энергоресурсы. Для нашей страны это очень сложный вопрос. Перенимая западные технологии энергосбережения, мы забываем, что там энергоресурсы в разы дороже, кроме этого там существует мощная система мотивации от государства от финансовой поддержки до административных рычагов.

Нужно по-другому выстроить отношение к обязательности энергоаудита. Это не только потребление энергоресурсов больше, чем на 10 млн. руб. в год, должны быть и другие симптомы, которые бы обосновывали необходимость проведения энергетических обследований. Тогда потребители поймут, что это им надо и примут участие в этом процессе».

По итогам конференции были составлены рекомендации, которые будут направлены в исполнительные органы власти и другие заинтересованные организации.

(Нет голосов)